Надо бежать на совещание - пока скопирую сюда, а второй раз могу не найти, даже среди закладок. Может кому еще пригодится.
о логосеЛогос каждой вещи содержит в себе волю Божию о вещи, ее идею, энергию, которой вещь приведена в бытие (это утверждение содержится в учении Ареопагитиков об идеях-во-лениях).
Логос сущего всякой вещи содержит в себе промысел о ней, суд и конец, цель, ради которой она приведена в бытие (этим отличается логос сущего от аристотелевской формы; она определяет относительно поверхностный уровень вещи; форме соответствует не логос сущего, но логос природы).
Логос сущего предполагает движение вещи от начала к концу-к своему логосу, к Логосу, к Богу.
В отличие от платонизма и включенного в платонистскую традицию оригеновского богословия, время и движение не относятся к более низким уровням бытия, тем более, не являются следствием грехопадения, но вызываются действием нетварного логоса вещи.
Логосы всех вещей единятся в Логосе - Втором Лице Святой Троицы.
Божественный Логос определяет все логосы творения в их взаимных отношениях.
Все тварные вещи предполагаются в Боге благодаря своим логосам, но не в акте (как у Оригена), а в потенции.
Движение для преподобного Максима - это движение вещи к своему логосу. Поскольку логосы вещей единятся в Логосе, движение у преподобного Максима - это всегда движение по отношению к Богу. (Механическое, психологическое, историческое движение - так, как они рассматриваются философией или наукой, - не является движением в смысле преподобного Максима.)
Движение вещи прекращается тогда, когда она достигает Конца - своего логоса - своей Причины, сущностной и ипостасной. Это движение является пассивным применительно к творению и творцу и частично активным со стороны человека, соглашающегося с Божественным планом или отвергающим его.