Сегодня заговорить о воспитательной функции вслух, пусть даже в исчезающе малой степени – означает подставить себя под удар. Это сейчас считается дурным тоном. Воспитывать, нести разумное, доброе, вечное? Сразу говорят: «Он встал в позу, на себя бы посмотрел!». Такая позиция, не воспитательная, а скорее антивоспитательная — к чему она в итоге привела в современной фантастике?
Пафос считается дурным тоном, хорошим тоном считается цинизм. Мелкий цинизм. Герой по-мелкому циничен, и это считается признаком «взрослости» и жизнеспособности. Серьезные проблемы считаются дурным тоном, хорошим тоном считаются хохмочки. Герой всё время хохмит. Он прикалывается; ему все по приколу. Герой «по приколу» убивает. С хохмочками мучает. Веселясь, пытает. И это всё – положительный герой.
Этот момент помножен на «достоинства» Интернета, где это считается хорошим тоном вдвойне: быть циничным приколистом-пофигистом – самая удобная маска, за которой прячется человек с таким количеством комплексов, что мама не горюй! Эту маску надевают именно закомплексованные товарищи. И мы имеем фантастику, где вырезают целый замок – с шуточками! И резня выглядит крайне весело и замечательно. Где взрывают автобус со школьниками – и всем по барабану, потому что героиня ускользнула от врагов. Замечательно! Наивно, нелепо, как умеем. Но страшно хочется этому хоть как-то противостоять. Ну хоть чем-то! Хоть тем, что я покажу: если два мужчины обнимаются, это не обязательно гомосексуалисты! И замок вырезается без шуточек…
Олег Ладыженский
Стенограмма романного семинара на "Созвездии Аю-Даг".